Что теряем и что находим?

Что теряем и что находим?

29 апреля, 09:09
Автор:
601
Лунинец прежний и нынешний…
Фото автора

Для начала приведу несколько цитат из своего же материала двадцатилетней давности о развитии городских ландшафтов Лунинца.

«В 1884-86 годах в связи со строительством Полесских железных дорог примерно в километре от села Лунинец возник крупный железнодорожный узел. Постепенно произошло слияние станционного посёлка и села (статус города Лунинец получил позже)…

Одновременно с ростом станции, на рубеже веков, возникли новые районы Лунинца — Залесье и Бохоново. Однако в первую очередь элементы ландшафтной архитектуры были применены к району непосредственно железнодорожной станции. Одновременно с её строительством был возведён большой одноэтажный вокзал, на привокзальной площади разбит небольшой сквер… После войны сквер был возрождён, но изменил свой облик.

Ещё большей популярностью пользовался железнодорожный сад, который был разбит к северу от вокзала и имел вход со стороны перрона… Ныне большую часть этой территории занимает городской стадион, а западнее его, на месте ранее стоявших домов, после войны был разбит небольшой сквер с братскими могилами погибших воинов.

Лунинец 1920-30-х годов — преимущественно одноэтажный и деревянный, а каменные и двухэтажные дома были редкостью. Серия открыток фотографа А.Высоцкого, другие фотоснимки и воспоминания очевидцев позволяют говорить, что город отличался высокой степенью озеленения, буквально «утопал в зелени» (эта тенденция прослеживается до реконструкции исторической части города в 1960-70-х годах). В 1920-30-е годы было проведено мощение основных улиц круглым булыжником, тротуарными плитами и бетонными шестигранными плитами с гранитными добавками.

Лунинец был сильно разрушен в войну. Наибольшее представление об исторической части города дают сохранившиеся дома в самом начале улицы Гагарина с поворотом на улицу Фрунзе и ряд магазинов по улице Привокзальной, хотя и здесь встречаются более поздние вкрапления.

Из других сохранившихся довоенных зданий наибольший интерес представляют православная Крестовоздвиженская церковь (1912-21), костёл святого Иосифа (1931), бывшая казарма (1939), нынешний музей (1929), некоторые из относившихся к железнодорожной станции зданий. Вокзал был разрушен в 1944 году, на том же месте в конце 50-х годов построен новый. В 50-е годы в Лунинце была заложена и новая площадь — Ленина, со сквером на ней.

Обретение Лунинцем современного облика связано со строительством в начале 70-х годов заводов — «Полесьеэлектромаш» (на тот момент градообразующего предприятия) и ремонтно-механического. Тогда же на северо-западной окраине Лунинца началось строительство крупного микрорайона многоэтажной застройки, изменения затронули и другие районы города. В конце 1990-х годов был разработан проект реконструкции Привокзальной площади со сквером и площади Ленина со сквером. В целом облик этой части города улучшился и в некотором отношении стал напоминать довоенный, но, с другой стороны, массово применялась бетонная плитка, ставшая «стандартом» для большинства городов Беларуси и снижающая «индивидуальность» Лунинца. Что касается элементов природного ландшафта, то было предусмотрено устройство городского парка (с элементами дендропарка) на северо-западе города, близ строившегося Дворца культуры, сохранение и развитие лесопарковой зоны к северо-востоку от города (от Бохоново до лицея), а также реконструкция существующих в старой части города скверов».

* * *

Любопытно перечитывать эти строки двадцать лет спустя. Далеко не всё из намеченного тогда было сделано. Где городской парк? Нет и Дворца культуры (как известно, замороженный «долгострой» был в конце концов снесён). Зато прошла частичная реконструкция центра города к областным «Дожинкам» 2005 года, тогда же появились несколько памятников (а вот привокзальный памятник снесли в 2014-м). На Залесье была наконец-то достроена районная больница, появился новый православный храм. Лунинец заметно разросся вширь — и не столько благодаря многоэтажным микрорайонам в конце улицы Красной, сколько из-за многочисленных кварталов индивидуальной застройки как в западной и северо-западной части города, так и к востоку и северо-востоку, где количество застроенных и застраиваемых участков насчитывает не одну сотню. На Залесье впервые появились многоэтажные жилые дома — вначале возле СШ №3, а теперь и целый микрорайон возле гимназии.

Жизнь на месте не стоит, и всё рано или поздно меняется. Сейчас, как известно, существует новый генеральный план развития Лунинца. В «старой» его части многоэтажки по-прежнему соседствуют с домами частного сектора. Правда, вновь наметилась тенденция к сносу одноэтажных домов для строительства больших зданий (например, возле Дома быта по Красной), тогда как раньше многоэтажные дома старались «посадить» на пустующие промежутки, видимо, из-за экономии средств.

Не в лучшую сторону (с исторической точки зрения) изменился перекрёсток улиц Советской и 50 лет Октября. Новый стадион — стадионом, а вот снос нескольких довоенных домов напротив него большой радости не вызывает.

Хотя, например, ветхое здание напротив старого кладбища новые владельцы отремонтировали, после чего этот уголок города стал выглядеть «благороднее».

Отдельная тема — озеленение. Прежних деревьев на улицах с каждым годом всё меньше, как и тени, где можно было бы укрыться от палящего солнца. Конечно, новые деревья высаживаются, чаще всего — таких пород, которые особой тени не дадут, даже когда вырастут.

А насколько обеспечены новые микрорайоны частной застройки необходимой инфраструктурой, социально-культурными объектами? В силах ли существующие автобусные маршруты обеспечить «трафик» лунинчан к местам работы и учёбы и обратно? Вопросов, как видим, немало…

Бесспорно одно — город с каждым годом меняется. Что-то приобретая, но и что-то безвозвратно утрачивая.