Композиторы Вайнберги и Лунинец. Возвращение славных имён

Композиторы Вайнберги и Лунинец. Возвращение славных имён

20 сентября, 12:01
Автор:
370
Исследование Святослава Яночкина.

Дорогой читатель, признаюсь, не часто случается возвратить истории родного города имя, по праву ему принадлежащее, заслуженное, тем более, если это имя — всемирно известного композитора. Именно такое счастье выпало мне. Чувства переполняют, когда открываешь для истории родного Лунинца ещё одну, ранее неизвестную или забытую страницу.

Вместо предисловия

Возможно, по итогам этой статьи в нашем городе появится новая улица — «улица Мечислава Вайнберга» или «композиторов Вайнбергов», дай Бог! Ну, а теперь — по порядку.

Всё начиналось именно с улицы. Мы с семьёй уже 6 лет живём в Варшаве. Жена Наталья, как и я, очень полюбила этот город, его историю, по выходным, в качестве хобби, водит экскурсии для русскоговорящих жителей и гостей Варшавы. После стандартных «Легенд Старого города», «Королевских Лазенок» и «Варшавы Шопена», пришла очередь окунуться в еврейскую историю города. Варшава до войны по количеству еврейского населения была самым большим городом в Европе и вторым – в мире, после Нью-Йорка. Практически все жители Варши, как её называли евреи, погибли в огне Холокоста, спаслись немногие, успевшие бежать на восток, в Советский Союз или, с отступающей армией, в Румынию и Венгрию. Изучая кварталы, оставшиеся от «малого» (было ещё «большое») еврейского гетто, мы с женой обнаружили, что одну из его небольших улиц недавно, в 2021 году, назвали именем Мечислава Вайнберга.

Табличка на улице М. Вайнберга в Варшаве. 2022 г.Недалеко, на перекрёстке Желязной 66 и Крохмальной, на довоенной заброшенной каменице в мае 2021 года появилась мемориальная доска, повествующая о том, что в этом доме родился и вместе со своей семьёй жил польский и советский композитор Мечислав Вайнберг.

Мемориальная доска на доме Вайнбергов в Варшаве
Каменица Вайнбергов ждёт реставраторов. Варшава. 2022 г.

Я вспомнил, как ещё до пандемии и всей круговерти последних трёх лет однажды слушал концерт камерной музыки этого композитора. В Варшаве ежегодно в августе проходит фестиваль еврейской культуры«Варшава Зингера», и концерт музыки Вайнберга является его частью. В то время я изучал тему истории Лунинецкой еврейской общины в 1870-1942 годах, работал в библиотеке Рингельблюма, собирая соответствующий материал. В то время имя Мечислава Вайнберга мне в контексте лунинецкой истории не встретилось. Но сейчас, просматривая материалы создающегося музея истории Варшавского гетто, увидел статью «Варшава, Травники или Лунинец». Как мог краевед пройти мимо такого интригующего заголовка? Сия пучина поглотила его…

Статья Агнешки Кусь рассказывала о сложной и трагической судьбе композиторов Самуила (Шмуэля) и Мечислава Вайнбергов.

Мечислав Вайнберг — всемирно известный композитор еврейского происхождения.

С 1943 года жил и работал в Москве. Среди его музыкальных шедевров — кантаты, симфонии, концерты, струнные квартет и сонаты. Больше всего в мире он прославился как автор оперы «Пассажирка», повествующей о преступлениях, совершённых нацистами в лагере Освенцим.

Композитор родился 8 декабря 1919 года, то есть практически на заре независимости Польши, в Варшаве — городе, где польско-еврейская культура расцветала, составляя пышный букет из разных соцветий.

Его отец Шмуэль (Самуил) Вайнберг (1882, Кишинёв — 1943, Лунинец?) был скрипачом и дирижёром оркестра еврейского театра «Скала».

Самуил Вайнберг. Кишинёв. 1903 г.
Самуил Вайнберг с родными. Кишинёв. 1910-е гг.

В 1920-х годах он руководил отделом еврейской музыки в звукозаписывающей компании Syrena Records. Сегодня в музыкальном разделе Интернет-базы polona.pl можно услышать Самуила Вайнберга как дирижирующего оркестром, так и солиста-скрипача. Потрясающие аудиозаписи оркестра под управлением С. Вайнберга, аккомпанирующего кантору Большой Варшавской синагоги Якубу Кусевицкому (1929 год).

О матери композитора мы знаем чуть меньше. Сарра Котлицкая (сценический псевдоним — Соня Карл) (1888, Одесса — 1943 или 1944, Варшава или Травники?) выступала на сценах еврейских театров Варшавы как актриса и пианист.

Сарра Котлицкая с сыном Мечиславом и дочкой Эстер. Варшава. 1920-е гг.

Здесь хотелось бы сделать «лирическое отступление». Еврейские имена могут произноситься по-разному. Кроме данного при рождении имени на иврите (в случае Вайнбергов: Моше, его родители — Шмуэль и Сара), в быту евреи говорили на идиш, и те же имена на идиш, да ещё в уменьшительном или просто изменённом, согласно местным и семейным обычаям, варианте, могли звучать как Мойше, Мойша, Мовша, Мойшале; Шмуль, Шмулик; Сура и т.п. Но это ещё не всё. Эмансипированные евреи, каковыми была семья Вайнбергов, чтобы интегрироваться в окружающее их общество, часто называли себя местными светскими «аналогами» своих имён: Самуил; Мечислав или Моисей, в польском варианте — Mojżesz-Мойжеш; Соня и т.п. Я в своей статье буду использовать именно эти «аналоги», потому что сам композитор Вайнберг называл себя Мечиславом, родные и друзья звали его уменьшительно-ласкательно Метек.

Семейная традиция рассказывает о том, что Самуил и Сара Вайнберги бежали от еврейского погрома из Кишинёва в Варшаву ещё при царе в 1914 году.

В семье росло двое детей — Мечислав (8.12.1919, Варшава — 26.02.1996, Москва) и музыкально одарённая младшая сестра Эстер (1921, Варшава — 1943 или 1944, Варшава или Травники?), которая, как и её старший брат, играла на пианино.

Эстер Вайнберг. 1930-е гг.
Самуил Вайнберг с сыном Мечиславом и дочкой Эстер. Варшава. 1920-е гг.
Свидетельство о рождении Мечислава Вайнберга. 1919. Варшава

Мечислав в возрасте 12 лет был принят в среднюю, затем — в высшую музыкальную школу при Варшавской консерватории. Польский историк музыки из Познани Данута Гвиздалянка в архивах Варшавы обнаружила заявку-прошение от отца Вайнберга с просьбой принять его сына в класс фортепиано, датированную 26 сентября 1931 года.

Заявление Самуила Вайнберга о принятии его сына Мечислава (Мойше) в Варшавскую консерваторию. 1931 г.

Он занимался в классе именитого профессора Юзефа Тульчиньского, успешно преподававшего в странах Европы и Южной Америки. В Варшавской консерватории молодое дарование Мечислав учился 8 лет и окончил её в 1939 году, перед самой войной.

Как пишет музыковед, исследователь биографии Мечислава Вайнберга из Гродно, Инесса Двужильная, «формирование Вайнберга происходило под воздействием музыки Шопена, Шимановского. А параллельно — выступление в качестве пианиста на спектаклях еврейского театра, оркестром которого руководил его отец, зажигательная игра на еврейских свадьбах и исполнение фокстротов, вальсов-бостонов в варшавских кафе. Весной 1939 года последовало предложение от легендарного Юзефа Хофмана продолжить учёбу в Институте Музыки Кёртиса в Филадельфии, где он был директором. Однако этому не суждено было случиться — началась Вторая мировая война, виза из США не пришла».

Сам Мечислав спустя годы вспоминал своё детство и юность, проходившие между игрой на традиционных еврейских свадьбах и бар-мицвой, упражнениями в классическом репертуаре на уроках в консерватории и… на представлениях в знаменитых варшавских кафе «Oaza» или «Adria». Метек, как называли Мечислава Вайнберга близкие и друзья, помогал отцу, играя в кафе по вечерам модные танцевальные мелодии.

Очень тепло отзывалась о молодом пианисте польская довоенная актриса Лёда (Леокадия) Халяма. Они познакомились на съёмочной площадке: танцовщица с роскошной фигурой и красивыми ногами стала звездой фильма «Fredek uszczęśliwia świat» 1936 года. Мечислав Вайнберг вместе со своим отцом Самуилом не только написал музыку к этому фильму, но и снялся в роли пианиста (см. по ссылке на 4-6 минутах фильма – молодой 16-летний композитор!)

https://www.youtube.com/watch?v=aoEOaRXQyeI&t=668s

М. Вайнберг на роялем в фильме Fredek uszczęśliwia świat. 1936 г.

Разрабатывая в своё время тему 100-летия лунинецкого кино, я познакомился с историком и реставратором польских довоенных фильмов Михалом Пеньковским (если бы не ковид, я хотел пригласить его в Лунинец в 2020 году на сам юбилей). Михал пригласил меня в расположенный недалеко от моего дома кинотеатр «Иллюзион», специализирующийся на ретрофильмах, где он представлял широкой публике восстановленную в цифровом варианте работу режиссёра Збигнева Зембиньского.

Лёда Халяма и Мечислав Вайнберг также работали вместе на сцене знаменитых варшавских кабаре. Вайнберг как пианист аккомпанировал во время тура Лёды по Польше.

 Мечислав Вайнберг в 1939-1941 годах

 Судьба двадцатилетнего Метека во время войны достаточно известна: в сентябре 1939 года ему удалось добраться до немецко-советской демаркационной линии. Советский пограничник в справке записал: «Моисей Самуилович Вайнберг». После проверки документов и рекомендации специальной комиссии, осенью 1939 года, М. Вайнберг был зачислен на 4-й курс Белорусской государственной консерватории по классу композиции проф. В. А. Золотарёва. Фотография 1939 года сохранила лица студентов класса профессора Золотарёва.

М. Вайнберг справа от Золотарёва. Минская консерватория. 1939-40 гг.

Инесса Двужильная пишет, что под руководством В.А. Золотарёва в годы обучения в Белорусской консерватории Мечиславом Вайнбергом были созданы следующие произведения:

а) два вокальных цикла:
— Sześć pieśni do słów JuljanaTuwima. Akacje. [Шесть романсов на стихи Юлиана Тувима. Акации] для голоса и фортепиано, op. 4. В рукописи композитора записано: Минск, 22-28 июня 1940 года;

Рукопись: Акации. 6 песен — романсов на слова Ю. Тувима. 1940 г.

— Три романса на стихи Александра Прокофьева и Елены Рывиной для голоса и фортепиано ор.7. В рукописи композитора записано: Минск, 22.02.1941 года;
б) 2-й струнный квартет G-dur, ор. 3. В рукописи композитором отмечено: Минск, 25.11.1939 — 13.3.1940;

Титульная страница рукописи первого произведения М. Вайнберга, написанного в Советской Беларуси в 1939 г., — Скрипичного квартета №2

в) 1-я соната для фортепиано, op. 5. Посвящается Алексею Константиновичу Клумову. На титульной странице рукой композитора написано: 1940 год, Лунинец!;

Титульная страница рукописи Сонаты для пианино №1 — Лунинецкой. 1940. Семейный архив Вайнбергов

г) «Ёлка». 12 пьес из постановки радиопьесы для солистов, хора и оркестра — ноты утеряны;
«Тимур и его команда». 9 пьес для одноименной радиопостановки на основе повести Аркадия Гайдара для солистов, хора и оркестра — ноты утеряны (информация приводится по архивам РГАЛИ, каталог ВААП, с. 75).

Выпускной работой Мечислава Вайнберга стала Симфоническая поэма для большого оркестра ор. 6 (рукопись указывает на альтернативное название «Хроматическая поэма», содержит 110 страниц нотного текста), которая посвящена профессору Василию Андреевичу Золотарёву. Её исполнил Симфонический оркестр Белорусской филармонии под управлением дирижёра Ильи Мусина 21 июня 1941 года. Диплом об окончании Белорусской государственной консерватории М. Вайнберг получил 23 июня 1941 года; документ подписан председателем государственной экзаменационной комиссии, председателем Московского Союза композиторов Виссарионом Яковлевичем Шебалиным.

После нападения Третьего рейха на Советский Союз в июне 1941 года Мечислав Вайнберг эвакуировался из Беларусь в Ташкент, где женился на Наталье Вовси-Михоэлс — дочери известного актёра и директора еврейского театра Соломона Михоэлса. В 1943 году молодая пара переехала в Москву, которая стала новым домом композитора.

В 1960-е годы в письме ко второй жене Ольге Рахальской Мечислав Вайнберг вспоминал: «Сегодня 1 сентября. 26 лет тому назад началась война. Мне было 19 почти лет. Кончался первый период моей жизни. Мне предстояло ещё раз родиться для новой, иной жизни. Как пылинка, я был втянут в чудовищное вращение кровавой машины времени, все нити, связывающие меня с семьей, юностью, пианизмом, должны были быть оборваны, я чудом должен был остаться в живых…» [Вайнберг, М.С. Письма о любви. Вайнберг // Музыкальная жизнь. 2000. № 2. С. 18-19].

Судьба семьи Вайнбергов во время войны

Гибель семьи Мечислава Вайнберга остается одной из загадок в биографии великого композитора.

Существует несколько версий гибели семьи Вайнберга, о которых можно прочесть в открытых источниках сети Интернет. Официальная версия, озвученная в т.ч. в Википедии утверждает, что родные были уничтожены в учебном лагере СС «Травники» в Люблинском воеводстве Польши.

Но…

В Государственном архиве России (ГАРФ) хранится статья Давида Рабиновича, написанная в 1944 году для еврейского журнала “Эйникайт”, в которой приводятся следующие факты:

«Не успел Моисей Вайнберг отойти и нескольких десятков километров от города, как среди толпы беглецов разнёсся слух: столица будет обороняться! И Вайнберг решил, что его место там, в Варшаве, среди молодёжи, которая вопреки трусам и предателям из польского командования решила продолжать борьбу с гитлеровскими разбойниками. Но когда он пробрался обратно, город уже был занят немцами. Тут юноша на своём горьком опыте познал, что такое фашизм.
Он вторично с семьей бежал из Варшавы и после долгих скитаний добрался до СССР. Здесь нашёл он кров, пищу, друзей, возможность работать. Здесь обрёл он свою вторую родину. Здесь открылись пути для его творчества. За два года он окончил композиторский факультет Белорусской консерватории. Одной из его последних работ был струнный квартет, обративший на себя внимание не только минской профессуры, но и известных московских музыкантов, заседавших в комиссии по государственным экзаменам. Это было в начале июня 1941 года.
Через десять дней война вновь настигла Вайнберга. На этот раз он потерял родителей и сестру, не успевших выбраться из маленького полесского городка Лунинец. Сам он с группой музыкантов эвакуировался в Среднюю Азию».

Сам Мечислав Вайнберг несколько раз рассказывал о гибели своей семьи.

Интервью с ним в последние годы его жизни провёл музыковед Манашир Абрамович Якубов, впоследствии председатель Фонда Д.Д. Шостаковича и М.С. Вайнберга [Якубов М. Мечислав Вайнберг: «Всю жизнь я жадно сочинял музыку» // Утро России. №7 (67). 16-22 февраля 1995. Вот фрагмент из воспоминаний:

«Шестого сентября 1939 года, когда шёл уже шестой день войны с немцами, я пришёл с работы, а играл в фешенебельном кафе «Адрия», в аристократическом районе Варшавы (<…> ), и вдруг по радио выступил полковник Умястовский, который сказал, что на войне как на войне, немцы прорвали нашу оборону, с утра будут в Варшаве, … и кто имеет возможность убежать на восток, пусть бежит.
Я с сестричкой побежал, конечно, сразу. У сестрички спустя несколько часов ходьбы туфли начали натирать ноги, и она вернулась. Это её сгубило. Семнадцать дней я ходил под пулями, под бомбёжкой, без еды, без питья».

Те трагические дни М. Вайнберг вспоминал и в состоявшихся в 1994 году беседах с доктором искусствоведения, проф. МГК им. П.И. Чайковского Людмилой Никитиной (материалы вошли в статью «Почти любой миг жизни — работа». Страницы биографии и творчества Мечислава Вайнберга // Музыкальная академия, 1994, № 5):

«Мы пошли на восток, спасаясь от пуль немецких. Нас могли подстрелить и польские пули. 17 сентября выступила Красная Армия, и тогда мы поняли, что надо идти в Советский Союз, и через денёчек-два мы все дошли до демаркационной линии. С одной стороны стояли гитлеровские отряды, с другой  советские пограничники. Мы тогда были преисполнены благодарности, мы боготворили Красную Армию, которая могла нас спасти от смерти. (Красной Армии Вайнберг посвятил свою Первую симфонию. — Л.Н.). Это всё было недалеко от Варшавы. <…> И так: с одной стороны  немцы с пулеметами, направленными на демаркационную линию, где тысячи поляков и евреев ждали пропуска на советскую территорию. С другой  советские конники-пограничники. Я никогда не забуду, как матери с детьми на руках обнимали лошадиные ноги и умоляли пропустить их скорее на советскую сторону. И, в конце концов, это случилось. Пришёл приказ пропустить беженцев. Был организован какой-то отряд, который проверял документы, но очень небрежно, потому что народу было очень много. Когда подошли ко мне, спросили: «Как фамилия?»  «Вайнберг». — «Имя?»  «Мечислав». — «Что такое «Мечислав»? Ты  еврей?»  «Еврей». — «Значит, будешь Моисеем».

Свободный пересказ этих событий находим в книге современника М. Вайнберга, композитора Григория Фрида «Путешествие на невидимую сторону рая» (М.: Композитор, 2002):

«Не раз (я не говорил об этом с Метеком) я задавался вопросом: почему его родители решили остаться в Варшаве? Почему вернулась Эстер? Почему он не вернулся вместе с ней? Почему все они, когда сгущались тучи войны, не бежали из Польши?
(<…> ) И Эстер вернулась и осталась с родителями в Варшаве. И все они попали в гетто. А там была своя жизнь, с заботами, печальными радостями, голодом, страхом… но всё-таки жизнь. А потом и она кончилась. Как это было, Метек узнал лишь четверть века спустя, когда в 1966 году, впервые после своего исхода, решил посетить Польшу.
(<…> ) Там-то, возможно, от уцелевших соседей-поляков, он и узнал, что все — и отец, и мама, и двадцатилетняя Эстер — погибли в концлагере «Травники».

«По словам Йонаса Туркова, во время войны Соня Вайнберг оказалась в Лодзинском гетто, где её убили нацисты» [«Лексикон еврейского театра». Пятый том. Колонка 3781].

Статья о Шмуэле Вайнберге в Лексиконе еврейского театра. Т.5. Мехико, 1967 г.

С матерью, безусловно, была младшая сестра Эстер. Местом их гибели стал учебный лагерь СС «Травники». Дата смерти их неизвестна, поскольку последний транспорт из гетто Лодзи ушёл в августе 1944 года. Узников гетто отправляли в Хелмно, Аушвиц (Освенцим), Травники.

Памяти родных будут посвящены ряд произведений Мечислава Вайнберга: памяти отца — Третья соната соч. 126 для скрипки соло (1979), исполненная ещё при жизни композитора Виктором Пикайзеном. Памяти матери посвящены два произведения: одночастная Тринадцатая симфония соч. 115 (1976) и Шестая соната для скрипки и фортепиано соч. 136 (1982). Струнный квартет №16 соч. 130 (1981) он посвятил сестре Эстер, которой в год создания сочинения исполнилось бы 60 лет.Стоит вспомнить 21-ю симфонию — последнюю, которую композитор закончил перед своей смертью. Произведение носит заглавие «Кадиш» и посвящено памяти жертв Варшавского гетто.

Кадиш — поминальная молитва, одна из самых важных молитв иудаизма, произносится, среди прочего, во время похоронных церемоний.

Инесса Двужильная утверждает, что вырисовываются два варианта гибели семьи — учебный лагерь СС «Травники» (Люблинское воеводство) и белорусский город Лунинец. Эти версии она не раз отмечала в своих научных докладах, в том числе и в рамках Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919 — 1996). Возвращение» (Москва, 16-19 февраля 2017); сообщение «Мечислав Вайнберг и Беларусь». Автор готовит монографию под аналогичным названием.

На чём же базируется версия о Лунинце?

  1. Запись Мечислава Вайнберга на нотах «Лунинец. 1940 г.». Это — железный аргумент, что произведение написано в Лунинце. А уже сам факт того, что великий композитор жил и творил в Лунинце — открытие в лунинецкой истории и краеведении!
  2. Без наличия очень близких родственников и спецразрешения НКВД в 1939-1941 годах Мечислав Вайнберг не мог перемещаться между Лунинцем и Минском. На старой советско-польской границе функционировали пограничные войска НКВД СССР, поэтому версия, что Мечислав Вайнберг был в Лунинце просто так: выходные, каникулы, студенческие друзья, рыбалка и т.п. — отпадает.
  3. Упоминаемая выше статья Д. Рабиновича 1944 года для еврейского журнала “Эйникайт”: «Через десять дней война вновь настигла Вайнберга.  На этот раз он потерял родителей и сестру, не успевших выбраться из маленького полесского городка Лунинец. Сам он с группой музыкантов эвакуировался в Среднюю Азию».
  4. Белорусский государственный архив литературы и искусства (БГАМЛИ) содержит интересные сведения в материалах фонда В.А. Золотарёва. В одном из его писем, датированном 6 января 1940 года и адресованном жене Александре Александровне, содержатся несколько строк: «Вот что: на днях будет в Москве мой студент, беженец из Варшавы, премилый и симпатичный юноша, очень (из ряду вон) талантливый. Примите его на моём месте день-два. Ему негде остановиться. Едет он в Москву, чтобы обратиться в Комитет искусств за помощью. У него мать и сестра остались в Варшаве, голодают и бедствуют. Ему и отцу удалось из Варшавы бежать (500 километров пешком), а мать, конечно, не смогла такое путешествие осилить». Понимая сложную обстановку 1939 года, В.А. Золотарёв сознательно в письме не называет даже имени своего ученика, приводя иные подробности в событиях и лицах. Фрагмент данного письма профессора очень важен, он помогает нам восстановить некоторые события. Возможно, из Варшавы на восток решили перемещаться все вместе. По дороге у Эстер сломался каблук, она сильно натёрла ногу и вместе с матерью вернулась в Варшаву. Страшный путь смогли продолжить отец и сын, который в лагере беженцев попал в группу музыкантов и был отправлен на учёбу в Минск. Отец же был определён в Лунинец.
  5. Очень известный еврейский композитор, после войны — директор Еврейского театра в Нижней Силезии (пол. — Dolnosląski Teatr Żydowski) в Дзержинёве и Вроцлаве, а позднее — Израильского идиш-театра, Залман Колесников вспоминал, что встречал Самуила (Шмуэля) Вайнберга в Лунинце в 1939-1940 годах. По его словам, Вайнберг-старший работал директором кинотеатра и «умгекумен ин Лунинец» — убит в Лунинце. Колесников — огромный авторитет в области еврейской культуры, вряд ли он мог ошибиться. Залман Колесников — автор слов и музыки очень крутой песни «Как прекрасно быть евреем», вот ссылка на неё: https://www.youtube.com/watch?v=mfPy9E9vmXw
  6. В списках узников Варшавского гетто нет Самуила Вайнберга и членов его семьи. Аналогично — в списках узников гетто в Лодзи, куда перевели часть евреев, выживших при ликвидации Варшавского гетто. Что-что, а учёт, как и педантичность в экстерминации евреев, были налажены очень хорошо. Списки узников, сотни тысяч, благодаря работе юденрата и его секретаря Рингельблюма сохранились в архиве, носящем его имя. Более того, статья Агнешки Кусь, о которой я вспоминал выше, — с сайта создаваемого сейчас Музея Варшавского гетто. Работники хотели изучить и увековечить тему гибели семьи Вайнбергов в гетто, начали изучать тему и не нашли никаких архивных данных, подтверждающих гибель Самуила Вайнберга (именно его, подчёркиваю) в Варшавском, Лодзинском гетто, в концлагерях Треблинка, Травники
  7. И ещё один важный момент. Автор познакомился с дочерью Мечислава Вайнберга — Анной Вайнберг, живущей в Москве. Анна поделилась фотоматериалами. Так вот, первое произведение, написанное ещё в 1939 году по-польски, но уже в Советской Беларуси, Мечислав Вайнберг посвятил именно своим маме и сестре. В скрипичном квартете №2, прекрасном по звучанию, — тоска по маме и младшей сестре Эстер, оставшимся по ту сторону границы.

Я абсолютно поддерживаю версию Инессы Двужильной о том, что в Лунинце были и Мечислав, и Самуил Вайнберги. Версию, что в Лунинец попала вся семья, я отвергаю. 

У изложенной рабочей гипотезы есть 2 слабых места:

  1. Главное — нет прямой информации от Мечислава Вайнберга. Откуда взялась запись «Лунинец, 1940», что композитор делал в нашем родном городе, кто разрешил ему въезд в Лунинец, конкретно — у кого он жил и/или гостил. Почему, если Самуил Вайнберг погиб в Лунинце, Мечислав Вайнберг не приезжал, не искал могилу отца? Потому, почему молчали выжившие вернувшиеся из Красной Армии, эвакуации и сталинских лагерей евреи-мужчины — БОЯЛИСЬ!
  2. Нет архивных данных. С этим огромные проблемы. Во-первых, архив Лунинецкого магистрата и «первых Советов» 1939-41 годов сгорел в 1944 году вместе со зданием самого магистрата. Возможно, есть что-то в Пинском зональном архиве и архиве Брестской области. В фондах отдела культуры, где, теоретически, могло бы быть согласование назначения на должность директора кинотеатра Самуила Вайнберга. Хотя, тоже — не факт. В книге «Изкор. Лунинец» (Тель-Авив, 1952) и перепечатке из неё списка погибших в Лунинецком гетто в книге «Память. Лунинецкий район» (1995) есть одна запись «и 1000 евреев-беженцев из Польши». Под этой записью может скрываться и Самуил Вайнберг.

Что могло случиться с Самуилом Вайнбергом и, как утверждают некоторые исследователи и источники, с его женой и дочерью? Лунинецких евреев и 1000 «беженцев из Польши» уничтожили в два этапа. Сначала, в первой половине августа 1941 года, 1312 евреев-мужчин старше 16 лет — в урочище Мочуло (сейчас оно в городской черте). Позже — узников гетто — в Боровщине, в общей могиле возле нынешнего Лунинецкого райгаза. Тех, кто пытался спастись, находили в окрестных лесах, добивали «на бензинке» — это нынешний Курган Славы. Могилы узников гетто известны и увековечены памятниками давно, в 1980-90-х годах.

В 2020-2021 годах, в рамках расследования дела о «геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», силами специального батальона МО РБ и СК РБ, проведены поисковые работы. Могилы 1941 года найдены, останки были эксгумированы, отправлены на судмедэкспертизу.

 6 мая 2022 года состоялось почётное перезахоронение останков евреев-мужчин, убитых в урочище Мочуло, на новой части Лунинецкого кладбища.

Как сложилась судьба композитора Мечислава Вайнберга?

Как свидетельствует Википедия:

В 1941 году был эвакуирован в Ташкент, где познакомился с Дмитрием Шостаковичем — это знакомство оказало на Вайнберга большое влияние.

Мечислав Вайнберг и Дмитрий Шостакович

В 1943 году вместе с Шостаковичем вернулся в Москву.

Дружба связывала двух великих композиторов

В феврале 1953 года был арестован как зять С. М. Михоэлса и как «прибывший из-за границы». Ходатайство об освобождении Вайнберга писали Д. Д. Шостакович и Н. И. Пейко. Освобождён после смерти Сталина, впоследствии реабилитирован.

Вайнберг как пианист исполнял и записывал свою камерную инструментальную музыку, в том числе — фортепианный квинтет op. 18 (в ансамбле с квартетом им. Бородина).

С 1954 года активно писал музыку для кино. Одним из первых советских композиторов начал использовать тембры электромузыкальных инструментов в фильмах «Последний дюйм» (1958) и «Барьер неизвестности» (1961), в записи саундтреков к которым участвовал «Квинтет электромузыкальных инструментов» И. М. Варовича.

Мечислав Вайнберг творит

Популярность приобрели песни Вайнберга к фильмам «Укротительница тигров» (1954) и «Летят журавли» (1957, Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля — 1958), музыка к мультфильмам о Винни-Пухе (1969, 1971, 1972), «Каникулы Бонифация» (1965), «Афоня» (1975), «Тегеран-43» (1980) и др. Всего композитор написал музыку к 65 фильмам и мультфильмам.

…К произведениям композитора обращались выдающиеся музыканты-инструменталисты Леонид Коган, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран.

М. Вайнберг. Москва

Умер 26 февраля 1996 года в Москве. Похоронен на 49-м участке Домодедовского кладбища.

В статье «Моисей (Мечислав) Самуилович Вайнберг» О. Дашевская пишет:

Имя М. Вайнберга широко известно в музыкальном мире. Д. Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов современности. Художник большого и самобытного таланта, глубокого интеллекта, Вайнберг поражает разнообразием творческих интересов. Сегодня его наследие — это 19 симфоний, 2 симфониетты, 2 камерные симфонии, 7 опер, 4 оперетты, 3 балета, 17 струнных квартетов, квинтет, 5 инструментальных концертов и множество сонат, музыка к многочисленным кинои мультфильмам, театральным постановкам… Обращение к поэзии В Шекспира и Ф. Шиллера, М. Лермонтова и Ф. Тютчева, А. Фета и А. Блока даёт представление о мире камерной лирики композитора. Вайнберга привлекают стихи советских поэтов — А. Твардовского, С. Галкина, Л. Квитко. Наиболее полно глубина постижения поэзии отразилась в музыкальном прочтении стихов современника и соотечественника композитора Ю. Тувима, чьи тексты легли в основу Восьмой («Цветы Польши»), Девятой («Уцелевшие строки») симфоний, кантаты «Пётр Плаксин», вокальных циклов. Талант композитора многогранен — в своих сочинениях он поднимается до вершин трагедийности и в то же время создаёт блестящие концертные сюиты, полные юмора и изящества комическую оперу «Любовь д’Артаньяна» и балет «Золотой ключик». Герои его симфоний — философ, тонкий и нежный лирик, художник, размышляющий о судьбе и назначении искусства, гневно протестующий против человеконенавистничества и ужасов фашизма трибун…

Мечислав Вайнберг. Москва. 1982 г.

Главная тема искусства Вайнберга — война, смерть и разрушения как символы зла. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях минувшей войны, обращаться «к памяти, а значит, и к совести каждого из нас». Пропущенные сквозь сознание и душу лирического героя (за которым, бесспорно, стоит сам автор — человек удивительной душевной щедрости, мягкости, природной скромности), трагические события приобрели особый, лирико-философский оттенок. И в этом — индивидуальная неповторимость всей музыки композитора.

Наиболее рельефно тема войны воплотилась в Третьей (1949), Шестой (1962), Восьмой (1964), Девятой (1967) симфониях, в симфонической трилогии «Переступив войны порог» (Семнадцатая — 1984, Восемнадцатая — 1984, Девятнадцатая — 1985); в кантате «Дневник любви», посвящённой памяти детей, погибших в Освенциме (1965); в Реквиеме (1965); в операх «Пассажирка» (1968), «Мадонна и солдат» (1970), в ряде квартетов. «Музыка написана кровью сердца. Она ярка и образна, в ней нет ни одной „пустой“, безразличной ноты. Всё пережито и осмыслено композитором, всё выражено правдиво, страстно. Я воспринимаю её как гимн человеку, гимн интернациональной солидарности людей против самого страшного в мире зла — фашизма», — эти слова Шостаковича, относящиеся к опере «Пассажирка», можно с полным правом отнести ко всему творчеству Вайнберга, они точно раскрывают суть многих его сочинений.

Особой нитью в творчестве Вайнберга проходит тема детства. Воплощённая в самых разных жанрах, она стала символом нравственной чистоты, правды и добра, олицетворением человечности, характерной для всей музыки композитора. С ней смыкается тема искусства как носитель важной для автора идеи вечности общечеловеческой культуры, нравственных ценностей. Образно-эмоциональный строй музыки Вайнберга отразился на специфических чертах мелодики, тембровой драматургии, оркестрового письма. Мелодический стиль вырос на песенной основе, связанной с фольклором. Интерес к интонационному словарю славянских и еврейских песен, наиболее сильно проявившийся на рубеже 40-50-х годов (в это время Вайнберг пишет симфонические сюиты: «Рапсодию на молдавские темы», «Польские напевы», «Рапсодию на славянские темы», «Молдавскую рапсодию для скрипки с оркестром»), сказался на мелодическом своеобразии всех последующих сочинений. Национальные истоки творчества, в частности еврейские и польские, определили тембровую палитру произведений. Драматургически наиболее значимые темы — носители основной идеи произведения — поручаются излюбленным инструментам — скрипкам или флейтам и кларнетам. Оркестровому письму Вайнберга присуща графически ясная линеарность в сочетании с камерностью. Для камерного состава написаны Вторая (1945), Седьмая (1964), Десятая (1968), симфонии, Вторая симфониетта (1960), две камерные симфонии (1986, 1987).

80-е годы отмечены созданием целого ряда значительных сочинений, свидетельствующих о полном расцвете мощного дарования композитора. Символично, что последнее законченное произведение Вайнберга — опера «Идиот» по роману Ф. Достоевского — это обращение к сочинению, сверхзадача которого («изобразить положительно прекрасного человека, найти идеал») полностью созвучна идее всего творчества композитора. Каждое его новое произведение — это ещё одно страстное обращение к людям, за каждой музыкальной концепцией всегда стоит человек «чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий».

Ренессанс творчества Мечислава Вайнберга

В XXI веке интерес к музыке Вайнберга возрождается. В 2010 году на оперном фестивале в Брегенце состоялась мировая премьера его оперы «Пассажирка» (дирижировал постановкой Т. Курентзис). В 2017 году в Москве по инициативе газеты «Музыкальное обозрение» и Большого театра прошёл Международный форум «Композитор Моисей Вайнберг (1919-1996). Возвращение. К 100-летию со дня рождения в 2019».

Как я уже писал выше, в Варшаве проходят концерты музыки М. Вайнберга, в честь него названа улица и установлена мемориальная доска на доме, где родился и жил композитор.

В Музее польских евреев «ПОЛИН» Мечиславу Вайнбергу открыта отдельная выставка.

Работает фонд М. Вайнберга, издаются аудиоматериалы и ноты его произведений.

Автор может гордиться коллекцией нот и CD с музыкой Мечислава Вайнберга периода 1939-1941 годов.

Диски с музыкой М. Вайнберга. Коллекция автора

 Подводим итоги

 Великий композитор Мечислав Вайнберг был и творил в нашем родном городе Лунинце. Он его увековечил своим творчеством, а я хочу вернуть Лунинцу его имя. Мечислав Вайнберг заслуживает, чтобы о нём в Лунинце, как минимум, узнали и помнили, а, может и большего. Вы со мной согласны, уважаемый читатель?

  1. С очень высокой долей вероятности, отец Мечислава Вайнберга — композитор Самуил Вайнберг, работавший в 1939-41 годах директором Лунинецкого кинотеатра, расстрелян фашистами в августе 1941 года в урочище Мочуло в Лунинце и похоронен 6 мая 2022 года на новой части Лунинецкого кладбища в общей могиле еврейских мужчин — жертв Холокоста.
  2. Бесспорен сегодня факт, что Мечислав (Моисей) Вайнберг — выдающийся советский, польский и еврейский композитор с драматической судьбой, отразивший в своём творчестве трагические страницы европейской истории XX века.
  3. Предлагаю увековечить имя этого великого композитора фестивалем камерной музыки на базе Лунинецкой детской школы искусств, установить на стенах этой школы почётную табличку и назвать одну из улиц Лунинца «именем Мечислава Вайнберга» или «композиторов Мечислава и Самуила Вайнбергов» — это будет правильно и по-человечески!

Автор приносит огромную благодарность супруге композитора Ольге Юльевне Рахальской и дочери Анне Вайнберг за фото и печатные материалы, а также за позитивную обратную связь!

Святослав Яночкин, Варшава — Лунинец

 При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Фотоматериалы семьи Мечислава Вайнберга.
  2. Kuś Agnieszka. Warszawa, Trawniki czy Łuniniec? Losy rodziny Mieczysława Wajnberga w czasie II wojny światowej. Muzeum Getta Warszawskiego. 2021.
  3. Никитина Людмила. Моисей (Мечислав) Вайнберг. По страницам жизни через документы, воспоминания и исследования. Москва. 2019.
  4. Двужильная Инесса. Василий Андреевич Золотарев и Мечислав Вайнберг. 2019.
  5. Лексикон еврейского театра (на идише), 5 том. Мехико: Еврейский союз актёров Америки, 1967. Колонки 4847-4848.
  6. Мечислав Вайнберг. Страницы биографии. Письма. — М.: Библиотека газеты «Музыкальное обозрение», том 3, 2017.
  7. Рахальская Ольга, Открытое письмо: «Музыковеды изучают биографию Вайнберга, игнорируя самого Вайнберга…», 2018.
  8. Gwizdalanka Danuta. Mieczysław Wajnberg: kompozytor z trzech światów. Poznań, 2013.
  9. Дашевская О. Моисей (Мечислав) Самуилович Вайнберг. 2019, на https://www.belcanto.ru/vainberg.html
  10. Память. Лунинецкий район. Минск, 1995.
  11. Пинский зональный архив Брестской области. Фонд «Расследование злодеяний фашистских захватчиков во Великой Отечественной войне». 1945.
  12. Открытые источники сети Интернет. Wikipedia. Источники
  13. Piotr Sałajczyk. Mieczysław Weinberg. Piano Sonatas Nos 103. CD. Polskie Radio. 2021.
  14. Mieczysław Weinberg. String Quartets, Vol. 1. CD. Chandos Records, England, 2021.
  15. Ноты произведений Мечислава Вайнберга. Peermusic Classical.2016-2021.