Социум

Беларусь хотят поделить на 18 округов. Процесс деления может начаться после октябрьской переписи населения

Вместо нынешних 6 областей в стране могут появиться 18 округов. Три из них - на территории Брестской области. Вопрос деления уже прорабатывается.

В Беларуси периодически поднимается вопрос о том, что нужно пересматривать административно-территориальное деление страны. Еще в 2003 году ученые разработали концепцию, но тогда идею отложили — власти посчитали, что страна пока не готова к таким масштабным переменам. Но в 2018 году на «Большом разговоре с президентом» тема вновь была поднята, в Совете Республики создана рабочая группа по изучению вопроса. А недавно министр экономики Дмитрий Крутой заявил, что административно-территориальное деление может быть пересмотрено после переписи населения, которая пройдет в октябре 2019 года.

Журналисты TUT.BY узнали, какие есть идеи по новому делению, сколько времени потребуется на изменения и почему нельзя просто установить новые границы — нужны реальные реформы.

Сегодняшняя административно-территориальная система сложилась, когда Беларусь была республикой Советского союза, со времени последней реформы прошло более 50 лет.

— В Советские времена была ориентация на индустриализацию, коллективизацию, исходя из этого и создавали районы. Кроме того, отбор района был важен с точки зрения роста партийного руководства, — говорит заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики НАН Татьяна Вертинская. — Была плановая экономика, район должен был обеспечить четкие и незыблемые связи между предприятиями и населением, социальными объектами. Сегодня рыночная экономика, предприятия сами выбирают, к примеру, поставщиков, меняется логика самих связей. Численность — важный фактор, но не ключевой. С большей силой начинают действовать другие факторы — рыночные отношения и технологические изменения.

Почему нужна реформа?

Еще в 2003 году Александр Лукашенко поручил Академии наук разработать идею по совершенствованию местного управления и самоуправления. Тогда концепция реформирования местного управления и самоуправления не была официально принята. Но сегодня этот документ рассматривают в том числе в Совете Республики, где создана рабочая группа по изучению вопроса об административно-территориальном делении страны.

Почему нужна реформа? Во-первых, при существующем делении нарушен принцип равномерности: периферийно расположены четыре из шести областных центров (Витебск, Гродно, Гомель, Брест), 14 райцентров находятся на расстоянии более 200 км от своего областного центра (например, Поставы, Ляховичи, Лельчицы и др.), 16 райцентров расположены ближе к Минску, чем к своему областному центру (например, Ошмяны, Осиповичи, Мир и др.). Во-вторых, производства размещены по всему региону, часто удаленно от областного центра. Итог — неравномерное развитие регионов — люди уезжают в более перспективные города или за границу.

В 2011 году был разработан главный градостроительный документ страны до 2030 года — Государственная схема комплексной территориальной организации (ГСКТО-2030), который предусматривает совершенствование планировочной организации Беларуси.

Два варианта — радикальный и мягкий

Есть два варианта, как изменить административно-территориальное деление.

Вариант первый — радикальный. Отказаться от нынешней трехступенчатой организации (село-район-область) и перейти к двухступенчатой (район-округ). Вопросы национального масштаба, в том числе стратегические, будут решаться на уровне республики. Вместо существующих шести областей и Минска как отдельного региона предлагается создать 18 округов (название «округ» — условное, могут быть предложены и другие варианты) на основе внутриобластных регионов. Внутриобластной регион — это связанные между собой населенные пункты, которые расположены в 1,5−2 часах езды от центра. Данные регионы выделили в схеме комплексной территориальной организации Беларуси, разработанной в 2015−2017 годах.

Эта идея увязывается с последними новациями по развитию средних городов: Орша, Барановичи, Молодечно и другие. Чтобы эти города стали административными центрами новых округов, они должны начать развиваться уже сегодня. С появлением округов изменится социальный стандарт в регионах — должны появиться филиалы или собственные крупные больницы, учреждения высшего образования, науки, культуры и спорта.

— Города-спутники, которые сложились сейчас вокруг Минска, на мой взгляд, должны перейти в зону ответственности столицы, это бы сняло существующие разногласия между Минском и областью о том, кто должен финансировать социальную сферу, например, — отмечает Татьяна Вертинская.

Новое деление предлагается провести в границах нынешних областей. Задача реформы — развивать новые центры, а не укрупнять существующие. Так, в границах нынешней Гродненской области предлагают создать два округа, Брестской области — три, Минской — четыре, Витебской — четыре, Гомельской — три, Могилевской — два округа. Минск остается столицей со статусом города европейского значения.

Карта нынешнего административно-территориального деления Беларуси

Какие округа могут появиться в Беларуси?

  1. Минский — Минск будет центром европейского значения, региональным подцентром округа станет Жодино, в округ войдут следующие районы: Воложинский, Дзержинский, Логойский, Минский, Пуховичский, Смолевичский, Узденский, Червенский. Перспективы развития региона — формирование Минской агломерации с городами-спутниками Заславль, Логойск, Смолевичи, Фаниполь, Руденск, Дзержинск и созданием в них новых современных предприятий. Ограничение концентрации населения в столице, программа обеспечения социальным жильем за границами Минска. Строительство Китайско-белорусского индустриального парка с новым городом Великий Камень, создание высокотехнологичных предприятий. Усиление логистического потенциала, связанного с обслуживанием грузовых и пассажирских потоков между странами ЕС, России и Украины. В перспективе подцентрами округа могут стать также Руденск и Великий Камень.
  1. Борисовский — Борисов станет центром национального значения, в округ войдут Борисовский, Березинский, Крупский районы. Здесь упор на развитие машиностроения, фармакологическую, пищевую и легкую промышленность, в том числе создание совместных производств с крупнейшими мировыми производителями.
  1. Молодечненский — Молодечно станет центром национального значения, в округ войдут Молодечненский, Вилейский и Мядельский районы. Предусматривается модернизация действующих промышленных предприятий, развитие курортной и рекреационной зон.
  1. Слуцко-Солигорский — центром национального значения будет Солигорск, регионального значения — Слуцк, в округ войдут одноименные районы, а также Клецкий, Копыльский, Любанский, Несвижский и Стародорожские районы. Здесь акцент, с одной стороны, на «Беларуськалий», горно-обогатительный комплекс в Любани, с другой стороны — на перспективный агропромышленный комплекс. Предусматривается также развитие фармацевтических предприятий и создание на их базе кластера национального значения.
  1. Брестский — центром национального значения остается Брест, подцентром станет Кобрин, в округ войдут Брестский, Березовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский районы. В перспективах, согласно концепции, значится модернизация Березовской ГРЭС с созданием новых энергоемких предприятий. Кроме того, развитие транспортной логистики на пути из Евросоюза, развитие и формирование новых центров отдыха и туризма.
  1. Барановичский — центром национального значения становятся Барановичи, к округу присоединяют, кроме Барановичского района, Ивацевичский, Ганцевичский и Ляховичский. Специализация региона — машиностроение, деревообработка, пищевая и легкая промышленность. Диверсификация экономики должна произойти за счет создания новых предприятий АПК, прежде всего в удаленных частях округа.
  1. Пинский — город Пинск станет центром национального значения, а Лунинец — регионального, присоединяются Пинский, Ивановский, Лунинецкий и Столинский районы. Предложения по развитию те же, что и в Барановичском округе. Кроме того, согласно концепции, ставка делается на развитие горнодобывающей промышленности — строительство Ситницкого комбината.
  1. Витебский — Витебск остается центром национального значения, в округ, кроме Витебского, также войдут Бешенковичский, Городокский, Лиозненский, Сенненский, Чашникский, Шумилинский районы. Закладывается модернизация существующих и создание новых энергоемких предприятий.
  1. Оршанский — центром национального значения становится Орша, присоединяются Оршанский, Дубровенский и Толочинский районы. По предложенной концепции, это самый маленький округ. Специализация здесь — пищевая промышленность, машиностроение, АПК и льняная промышленность, именно здесь предлагают создать республиканский льняной кластер.
  1. Полоцко-Новополоцкий — центрами национального значения будут и Полоцк, и Новополоцк, подцентром регионального значения — Лепель, кроме Полоцкого и Лепельского районов в округ также войдут Верхнедвинский, Россонский, Миорский, Ушачский районы. Перспектива развития — формирование нефтехимического кластера, создание многофункциональных транспортно-логистических центров, развитие туристической инфраструктуры вдоль Березинского канала.
  1. Глубокский — центром регионального значения предлагают сделать Глубокое, подцентром — Поставы, также в округ войдут Браслав, Докшицы, Шарковщина и их районы. Диверсификацию экономики здесь предлагают сделать за счет развития строительного и агропромышленного комплексов, создание производств по переработке местного минерального и сельскохозяйственного сырья, ремонту с/х авто и оборудования. Кроме того, формирование кластеров производителей молочной и мясной продукции. Особое внимание — на развитие туристического потенциала региона.
  1. Гомельский — центром национального значения будет Гомель, подцентром регионального значения — Речица. В округ войдут также Брагинский, Буда-Кошелевский, Ветковский, Добрушский, Кормянский, Лоевский, Хойникский, Чечерский, Гомельский, Речицкий районы. Предлагается провести модернизации существующих производств, развивать транспортную логистику по обслуживанию грузовых и пассажирских потоков между Россией, Украиной и ЕС. На пострадавших от взрыва на ЧАЭС территориях — расширение спектра медобслуживания, улучшение качества и доступности санаторного лечения, создание условий для привлечения кадров в социальную сферу (обеспечение жильем, в частности).
  1. Жлобинский — центром национального значения предлагают сделать Жлобин, подцентрами регионального значения — Светлогорск и Рогачев, также в округ войдет Октябрьский район. Перспектива развития — модернизация существующего производственного комплекса.
  1. Мозырский — центр национального значения — Мозырь, подцентр регионального значения — Калинковичи, районы — Ельский, Житковичский, Калинковичский, Лельчицкий, Мозырский, Наровлянский и Петриковский. Перспектива развития — освоение природных ресурсов региона, создание производств по разработке залежей строительного сырья, выпуску удобрений на основе сапропеля и торфа, увеличение глубины переработки древесины, производств по переработке сельскохозяйственного сырья.
  1. Гродненский — центром национального значения будет Гродно, подцентром регионального значения — Волковыск, в округе будет семь районов: Гродненский, Щучинский, Берестовицкий, Мостовский, Волковысский, Свислочский, Зельвенский. Перспектива развития — формирование Гродненской агломерации с городом-спутником Скиделем, активное содействие наукоемким производствам на территории свободной экономической зоны «Гродноинвест», развитие логистики и туризма на европейском направлении, модернизация и наращивание мощностей существующих предприятий.
  1. Лидский — центром национального значения предлагают сделать Лиду, подцентром также национального значения — Новогрудок, а Слоним и Сморгонь — региональными подцентрами. В этом округе будет 10 районов: Лидский, Слонимский, Новогрудский, Сморгонский, Вороновский, Островецкий, Ошмянский, Кореличский, Ивьевский, Дятловский. Здесь акцент — на строительство атомной станции в Островецком районе и наращивание социально-экономического потенциала в Островце. Также предлагается активней развивать логистические центры, учитывая близость к ЕС, и развитие туризма.
  1. Могилевский — один из самых крупных округов, Могилев — центр национального значения, Горки и Кричев — подцентры национального значения, районы — Могилевский, Белыничский, Быховский, Круглянский, Чаусский, Шкловский, Горецкий, Дрибинский, Мстиславский, Кричевский, Климовичский, Костюковичский, Хотимский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский. Горки предлагают сделать научно-образовательным и научно-производительным центром страны. Также в регионе требуется модернизация существующих предприятий, развитие малой энергетики и энергетики на местных видах топлива, создание новых предприятий в структуре АПК, особенно в отдаленных районах.
  1. Бобруйский — центр национального значения — Бобруйск, подцентр регионального значения — Осиповичи, районы — Бобруйский, Осиповичский, Кличевский, Кировский, Глусский. Модернизация и наращивание мощностей существующих организаций, создание новых инновационных предприятий.

Также предлагается упразднить базовые и первичные уровни административно-территориальных единиц — на месте существующих 118 районов и 1173 сельских и поселковых Советов создать до 475 новых районов с радиусом доступности до центра 14−17 км.

Что дает реформа? Людям будет ближе ездить в «центр», деньги из бюджета будут оставаться на местах, сейчас значительная часть областного бюджета оседает в крупных городах, округов станет больше, а их площадь будет меньше, соответственно, деньги будут распределяться более равномерно. Кроме того, должна улучшиться инфраструктура. В новых центрах появятся филиалы или собственные медицинские центры, высшие учебные заведения, учреждения культуры и спорта. Должен быть решен и транспортный вопрос. Также ставка — на обновление и введение новых предприятий. В идеале это должно помочь удержать людей в регионах.

Второй вариант — мягкий. Районы, в которых проживает менее 20 тысяч человек, предлагают присоединить к прилегающим, более крупным. Также предлагается укрупнить малочисленные сельсоветы. И объединить крупные города с районами в одну административно-территориальную единицу — например, Бобруйск, Пинск, Барановичи. В сельской местности оставить только администрацию, отказаться от выборов местных депутатов.

Сколько реформа будет стоить Беларуси, пока неизвестно. Но прежде, чем переходить к новому делению, нужно, во-первых, изучить общественное мнение, а во-вторых просчитать каждый шаг и выработать «дорожную карту». По мнению Татьяны Вертинской, на изменения может уйти минимум 10 лет.

Регионам нужно дать больше денег и власти, иначе реформа бессмысленна

Эксперты в один голос говорят, что проведение новых границ ситуацию в регионах не изменит — нужно менять финансово-бюджетную политику, усиливать местное самоуправление и параллельно с этим либо когда изменения заработают менять области на округа.

Руководитель проекта «Кошт урада» экономист Владимир Ковалкин объясняет, что сегодня доходы местных бюджетов в среднем на треть зависят от перераспределения из республиканского бюджета.

— Как правило, 60−65% местных бюджетов формируется за счет местных источников, местных налогов, и 30−35% приходит в виде трансфертов из центрального бюджета. Это делается для того, чтобы выравнять экономический потенциал региона. Некоторые налоги зачисляются в местный бюджет, а некоторые зачисляются частично в местный, частично идут в центральный бюджет, несмотря на то, что платятся они в регионе. Таким образом, в Беларуси работает система по распределению денег более богатых регионов более бедным ради выравнивания человеческого потенциала, обеспечения единых стартовых условий для оказания госуслуг во всех регионах, чтобы даже в бедных регионах поддерживать социалку в виде детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д., выплачивать пенсии и пособия. Финансовая система является отражением системы принятия политических решений. Поскольку у нас система вертикали власти, то и финансовая система отвечает этим принципам. Необходима децентрализация, гораздо больше денег оставлять в регионах, не менее 90% должны оставаться в регионах за счет местных налогов и только 10% могли бы перераспределяться. Но, к сожалению, в действующей политической системе это невозможно, потому что решения по регионам принимаются в центре, деньги находятся там же, а местные органы власти, по сути, являются филиалами центральных органов власти. Децентрализация бюджета должна идти вместе с политической реформой.


Читать далее: https://www.b-g.by/news/belarus-hotyat-podelit-na-18-okrugov-process-deleniya-mozhet-nachatsya-posle-oktyabrskoy-perepisi-naseleniya/

О нас

На сайте «Информ-прогулка» публикуются свежие новости Лунинецкого района. Также здесь содержится информация о важных событиях, происходящих в других городах Полесья, Брестской области, и стране в целом. Прогноз погоды в Лунинце на сегодня, расписание движения поездов и автобусов, видео с последних праздников и мероприятий, прошедших в Лунинце, Микашевичах и районе – всё это и многое другое Вы найдёте на нашем сайте. Мы публикуем материалы, интересные для разных категорий населения, готовим интервью с представителями различных отделов Лунинецкого райисполкома, медиками Лунинецкой ЦРБ, а также представителями прочих служб. Позвонив по телефонам редакции «ИП», Вы можете подсказать авторам сайта темы для последующих публикаций, поделиться своими мыслями и наблюдениями. Сайт «Информ-прогулка» ценит своих читателей и прислушивается к их мнению. Заходите на http://inform-progulka.by/, читайте материалы, комментируйте их, смотрите фото и видео!

Copyright 2016. Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Контакты

E-mail
progulka@brest.by
Адрес
ул. Фрунзе, 12, 225644, г.Лунинец, Брестская область, Республика Беларусь
Телефон/Факс
+375 1647 34509